08.06.2018

Про то как Пушкин хотел свалить из России

Государь (Николай Павлович) сказал Пушкину: "Мне бы хотелось, чтобы король нидерландский отдал мне домик Петра Великого в Саардаме". - "В таком случае, - подхватил Пушкин, - попрошусь у Вашего Величества туда в дворники"
(Русский исторический анекдот от Петра Первого до Александра Третьего. СПб., "Пушкинский фонд", 2018, с. 249).
(продолжение: Государь рассмеялся и сказал: «Я согласен, а покамест назначаю тебя историком Петра Великого и даю позволение работать в тайных архивах» (А. О. Смирнова)).
***
И всерьез:
Я, конечно, презираю отечество мое с головы до ног — но мне досадно, если иностранец разделяет со мною это чувство. Ты, который не на привязи, как можешь ты оставаться в России? если царь даст мне слободу, то я месяца не останусь. Мы живем в печальном веке, но когда воображаю Лондон, чугунные дороги, паровые корабли, английские журналы или парижские театры и <бордели> — то мое глухое Михайловское наводит на меня тоску и бешенство. В 4-ой песне «Онегина» я изобразил свою жизнь; когда-нибудь прочтешь его и спросишь с милою улыбкой: где ж мой поэт? в нем дарование приметно — услышишь, милая, в ответ: он удрал в Париж и никогда в проклятую Русь не воротится — ай да умница.
Пушкин — Вяземскому П. А., 27 мая 1826
Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1977—1979.
Т. 10. Письма. — 1979.
195. П. А. ВЯЗЕМСКОМУ.
27 мая 1826 г. Из Пскова в Петербург. http://rvb.ru/pushkin/01text/10letters/1815_30/01text/1826/1378_195.htm

Честно скопировал у диакона Андрей Кураев